30.12.2019
Советы логопеда:
«Как правильно учить скороговорки»
Для чего работать со скороговорками
Рифмованные
строчки с сочетанием сложных в произношении звуков для занятий по развитию речи
используют не только родители, но и педагоги, лингвисты, логопеды и даже детские
психологи. С их помощью специалисты уделяют внимание решению следующих задач:
- чёткая дикция;
- устранение последствий
косноязычия;
- грамотная речь;
- увеличение активного словаря;
- развитие фонематического слуха.
Также
занятия подобного рода проводят для решения такой проблемы, как «проглатывание»
звуков детьми, речь у которых слишком быстрая и невнятная. Проговаривая с
такими ребятами рифмованные строчки с трудным сочетанием звуков в словах, можно
добиться корректировки речи, которая впоследствии станет более чёткой и
понятной.
Как подготовить язык ребёнка для скороговорок
Работать с
рифмованными строчками для развития речи с неподготовленными детьми не имеет
смысла. Чтобы у ребят получилось повторить, а впоследствии выучить и
проговорить в быстром темпе без ошибок даже самую сложную скороговорку,
необходимо их подготовить. Самый простой вариант — специальная гимнастика для
языка
Как учить
Можно
быстрее научить детей правильно работать со скороговорками, следуя
определённому алгоритму. Действовать лучше следующим образом.
1. Начните с того,что медленно
прочитайте ребёнку скороговорку,
2. Выучите вместе строчки, не делая акцент на скорости
произношения, разобрав скороговорку на части. Следите за произношением
рифмованных строчек: ребёнок должен чётко произносить слова, не «заглатывая»
отдельные звуки.
3. Как только строчки будут выучены,
можно попробовать вместе с ребёнком проговорить их быстрее.
4. Экспериментируйте не только со
скоростью произношения, но и с громкостью и тембром.
Пусть дети
поработают над скороговорками, постепенно понижая или повышая голос, произнося
их нараспев или подобно роботу — отрывисто, весело или грустно, задорно или
монотонно.
Заключение
Скороговорки
— это проверенный способ повлиять на развитие речи у детей в любом возрасте.
Регулярная работа с рифмованными строчками, построенными на словах с
труднопроизносимыми звуками, способствует развитию терпения, концентрации,
памяти и внимания.
Скороговорки
— отличный способ научить детей иронизировать по поводу своих ошибок, ведь в
процессе работы над стишками они выглядят более чем забавно. Главное —
заинтересовать ребят занятиями, преподнося их в младшем возрасте в игровой
форме, а в старшем — в виде уроков по самосовершенствованию с чётко
обозначенной целью впереди.